Может в том месте более подходят приманки нахлыстовые или воблеры имитирующие насекомых. Если голавль периодически поднимается к самой поверхности, значит он интересуется как раз, упавшими на воду, букашками. «Голавлевая проводка»
Когда-то давным-давно ранними серебристо-туманными утренниками босоногий белобрысый мальчишка любил подползать к краю высокого обрывистого берега, аккуратно раздвигать стебли пырея и вглядываться в воду тихой глубокой речушки. Медленно и вальяжно под самой поверхностью дефилировали упитанные торпедообразные рыбы, едва шевеля черными хвостами. Иногда они что-то подбирали с поверхности мясистыми губами, причмокивая. Резким коротким взмахом мальчишка кидал маленькие сухие веточки в воду и тихо радовался, когда рыбы стремительно бросались к ним, пробуя на вкус. Мальчишка поднимал голову повыше, надеясь лучше рассмотреть загадочных «чернохвостов», рыбы тут же исчезали в глубине, а через какое-то время вновь появлялись. Прошли годы. Мальчишка вырос, потерял белобрысость, стал вполне упитанным мужчиной «в самом расцвете сил» и, обувшись в вейдерсы, начал ловить чернохвостых рыб, которые оказались голавлями, не утратившими со временем своей загадочности.
Про ловлю этой красивой сильной рыбы написано немало. Наряду со щукой и вездесущим окунем для спиннингистов средней полосы России голавль является желанной и достаточно частой добычей. Среди множества спиннинговых приманок, которыми можно соблазнить голавля, в последние два десятилетия прочную позицию заняли воблеры, особенно плавающие. Часто, общаясь с продавцами рыболовных товаров и заходя в интернет, можно встретить термин «голавлевый воблер». Для себя я пока не уяснил, фэты это, или крэнки, или же минноу, на которые участники беседы часто ловят голавлей, и какими должны быть расцветка и проводка приманки. Очевидно, каждый для себя решает сам. «Всяк кулик свое болото хвалит». Попробую и я.
В жаркий июньский день я ловлю окуней недалеко от плотины, перегораживающей одну из многочисленных вологодских речек. Некрупный окунь, до 100 г, соблазняется твичинговой проводкой. Выпускаю окунишко обратно в воду, но, кажется, клюет вновь. Делаю сравнительно дальний заброс. Рапаловский 3-сантиметровый Original с расцветкой под окуня улетает на 15–17 м. И тут звонит телефон, приходится отвечать. Воблер тем временем благополучно приводняется и тихонько плывет на очень слабом течении. Подходит к концу вторая минута какого-то пустячного диалога, и тут следует мощнейший рывок спиннинга, телефон чудом остается в руках. Начинается борьба. Известно, что голавль — рыба сильная. Экземпляр в 400 г доставляет истинное удовольствие от вываживания.
Вновь делаю сравнительно дальний бросок, закрываю дужку лесоукладывателя катушки и напряженно жду. Воблер имеет темную спинку, поэтому его не видно с берега, приходится лишь угадывать положение приманки по леске. Взглядываю на часы — идет пятая минута ожидания. Испытываю легкое разочарование от неудачи. Все яснее становится случайность поимки. Но тут следует рывок, и рыба — на крючке.
Потом попробовал играть воблером. Потяжки и рывки заставили клюнуть мелкого окуня. Заменил рапаловский воблер на салмовский бутчер с окраской «зеленый тигр». Дальность заброса увеличилась на 10 м. К тому же окраска позволяет видеть приманку. Но довольно скучно просто ждать поклевку, поэтому начинаю подмотку с подергиваниями и остановками. Поклевок нет, видно, окунь тоже куда-то подевался. Усилием воли заставляю себя не двигать приманку после заброса. И вновь поклевка, и опять это красавец голавль. Но пора домой.
Делюсь с друзьями результатами рыбалки, и через два дня мы уже втроем прибываем на водоем. В воду летят разные воблеры. Результаты оказываются похожими: при движении либо попадается мелкий окунь, либо ничего. А на свободно плавающие приманки после 2-3-минутной паузы происходит поклевка голавля. В ход идут серебристый салмовский и окраской под черного кузнечика ребеловский попперы. Их веселое хлюпанье вмиг раззадоривает окуней. Но не за ними мы приехали. Голавлевые же поклевки происходят только на неподвижную приманку. Исправно ловятся голавли на 300–800 г. В общей сложности за несколько тех рыбалок я пробовал ловить примерно на два десятка различных плавающих воблеров и попперов. Выделить наиболее уловистые мне не удалось. Поклевки были на любой из них.
В начале сентября я вновь оказался на заветной реке. Решил попробовать голавлевую проводку и быстро поймал двух зачетных красавцев. На движение же ловились только небольшие щучки.
Через год опять жарким июньским днем я уехал вверх по реке километров на 40. В этих местах на поплавочную оснастку попадается хариус. Но в тот день он не особо радовал поклевками. Иногда посередине речки на широком плесе, где течения практически нет, малька щипал окунек. Расчехлив ультралайтовый спиннинг, я решил поймать несколько экземпляров на уху. Рапаловский 7-сантиметровый оранжевый Original приводнился примерно в 20 м, но на катушке образовалась небольшая петля из «плетенки». Пришлось распутывать «бороду», а воблер все это время спокойно лежал на водной поверхности. Его оранжевый цвет был отчетливо освещен полуденным солнцем. После примерно 2-минутного свободного плавания приманки ее атаковал голавль. Да какой! В нем было более 2,5 кг.
Я не знаю, как должен выглядеть голавлевый воблер. Но у меня сложилось некоторое представление о проводке или о ее разновидности. Так все же, как осуществляется голавлевая проводка? А никак!
Микола Зухарь